Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр
развития ребенка «Детский сад «Голубок»
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании Педагогического совета МБДОУ ЦРР
«Детский сад «Голубок»
Протокол от «25» августа 2023г.
№ 1
приказом заведующей от «25» августа
2023г. №50 по МБДОУ ЦРР «Детский сад
«Голубок»
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о наставничестве (далее – Положение) педагогических
работников МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок (далее – ДОУ) определяет цели, задачи,
формы и порядок осуществления наставничества (далее – Положение). Положение разработано
в соответствии с нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и
должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая
деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые
навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои
профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее социальных
партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи; учреждения
культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.),
который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации
к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых
осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию
работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой
ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная
программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества,
участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и
перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений
наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
1.3. Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных
обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы
наставничества принимает руководитель ДОУ.
2. Цель и задачи наставничества
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в ДОУ – реализация комплекса
мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации,
способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и
социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению
1
молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
Содействовать созданию в образовательной организации психологически комфортной
образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного,
профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их
индивидуальной профессиональной траектории.
Оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды,
эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки
педагогических работников образовательной организации, региональных систем научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию
горизонтальных связей в сфере наставничества на дошкольном уровне.
Способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой
образовательной среды, востребованности использования современных информационнокоммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе
реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества.
Содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том
числе молодых/начинающих педагогов.
Оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении
которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической
деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с традициями и укладом
жизни в дошкольном учреждении, а также в преодолении профессиональных трудностей,
возникающих при выполнении должностных обязанностей.
Обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество.
Ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении
которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно,
качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в
соответствии с замещаемой должностью.
Содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении
которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим
принципам, а также требованиям, установленным законодательством.
Знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с
эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе,
направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
3. Организация системы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя ДОУ «Об утверждении
положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной
организации».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия приказом
руководителя ДОУ.
3.3. Руководитель ДОУ:
осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы (целевой
модели) наставничества педагогических работников в ДОУ;
издает локальные акты о внедрении (применении) системы (целевой модели) наставничества
и организации наставничества педагогических работников в образовательной организации;
утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору
наставников и наставляемых, а также утверждает их;
2
утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в ДОУ;
издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их
участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической
деятельностью;
способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет
контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества
(заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение
координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по
проблемам наставничества и т.п.);
способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик
наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
назначается руководителем ДОУ из числа заместителей руководителя;
своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в ДОУ
педагогов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве
наставляемых;
предлагает руководителю для утверждения состава дошкольного методического
объединения наставников для утверждения (при необходимости его создания);
разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в ДОУ;
совместно с системным администратором ведет банк (персонифицированный учет)
наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов
Интернета – официального сайта ДОУ, социальных сетей;
формирует
банк
индивидуальных/групповых
персонализированных
программ
наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и
эффективного опыта совместно со школьным методическим советом наставников и системным
администратором;
осуществляет координацию деятельности по наставничеству с сетевыми педагогическими
сообществами;
курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ наставничества;
организует совместно с руководителем ДОУ мониторинг реализации системы
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы
наставничества в ДОУ, оценку вовлеченности педагогов в различные формы наставничества и
повышения квалификации педагогических работников, формирует итоговый аналитический
отчет о реализации системы наставничества, реализации персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ наставничества
в формах статистического наблюдения (совместно с системным администратором).
3.5. Методическое объединение наставников:
совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов и информационнометодического сопровождения в сфере наставничества педагогических работников в ДОУ;
ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных категориях наставляемых
и их наставниках; помогает подбирать и закрепляет пары (группы) наставников и наставляемых
по определенным вопросам (предметное содержание, методика обучения и преподавания,
воспитательная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение наставляемых и
наставников и т.п.);
разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программы наставничества,
содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов и групп педагогических
3
работников;
принимает участие в разработке методического сопровождения разнообразных форм
наставничества педагогических работников;
осуществляет подготовку участников персонализированных программ наставничества к
мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам, научно-практическим
конференциям, фестивалям и т.д.;
осуществляет
организационно-педагогическое,
учебно-методическое,
обеспечение
реализации персонализированных программ наставничества в образовательной организации;
участвует в мониторинге реализации персонализированных программ наставничества
педагогических работников;
является открытой площадкой для осуществления консультационных, согласовательных
функций и функций медиации;
совместно с руководителем ДОУ, куратором реализации программ наставничества участвует
в разработке материальных и нематериальных стимулов поощрения наставников;
принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества педагогических
работников.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников ДОУ с
их согласия;
знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или
получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество;
обращаться с заявлением к куратору и руководителю ДОУ с просьбой о сложении с него
обязанностей наставника;
осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, региональными
и локальными нормативными правовыми актами ДОУ при осуществлении наставнической
деятельности;
находиться во взаимодействии со всеми структурами ДОУ, осуществляющими работу с
наставляемым по программе наставничества;
осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную жизнь
коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч.
и на личном примере;
создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом процессе
через привлечение к инновационной деятельности;
содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской
деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов
различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного
воздействия;
рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и федеральных
конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение.
5. Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
систематически повышать свой профессиональный уровень;
4
участвовать в составлении персонализированной программы наставничества педагогических
работников;
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью;
вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных
программ наставничества педагогических работников ДОУ;
обращаться к куратору и руководителю ДОУ с ходатайством о замене наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные нормативные
правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в сфере
наставничества педагогических работников;
реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в
установленные сроки;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка ДОУ;
знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления
профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в ДОУ;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы, правильно
строить свои взаимоотношения с ним.
6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении которых
осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным критериям:
профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны
соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия,
позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора,
наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, пары/группы
утверждаются приказом руководителя ДОУ.
7. Завершение персонализированной программы наставничества
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае:
завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в полном
объеме;
по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по уважительным
обстоятельствам);
по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной программы
наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или наставляемого –
форс-мажора).
7.2. Изменение
педагогических
сроков реализации персонализированной программы наставничества
работников.
По
обоюдному
согласию
наставника
и
5
наставляемого/наставляемых
педагогов
возможно
продление
срока
реализации
персонализированной программы наставничества или корректировка ее содержания (например,
плана мероприятий, формы наставничества).
8. Условия публикации результатов персонализированной программы наставничества
педагогических работников на сайте ДОУ
8.1. Информация о реализации персонализированной программы наставничества
педагогических работников размещается на официальном сайте. На сайте размещаются
сведения о реализуемых персонализированных программах наставничества педагогических
работников, базы наставников и наставляемых, лучшие кейсы персонализированных программ
наставничества педагогических работников, федеральная, региональная и локальная
нормативно-правовая база в сфере наставничества педагогических работников, методические
рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических
работников в ДОУ и др.
8.2. Результаты персонализированных программ наставничества педагогических работников в
образовательной организации публикуются после их завершения.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем ДОУ и
действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с
вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и
вновь принятыми локальными нормативными актами ДОУ.
6