Краткая презентация адаптированной образовательной Программы дошкольного
образования детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) (далее – Программа) – это образовательная
программа, адаптированная для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием
речи) (далее – ТНР) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, направленная на коррекцию и компенсацию нарушений развития, и
социальную адаптацию данной категории детей дошкольного возраста.
Программа разработана на основе и в соответствии:
С Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования
(Приказ №1022 Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036?ysclid=lqor6tknfb488668922)
С Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 https://oldfiro.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/193-fgos-detskiy-sad)
По своему организационно-управленческому статусу настоящая Программа не может быть
отнесена к определѐнному структурному типу, так как планирование работы в традиционных
образовательных областях (а иногда фактически сама возможность их освоения) зависит от
результатов коррекционного процесса, и определение качественно-временных характеристик
Программы крайне затруднено. В то же время, при успешной динамике коррекционного
процесса возможен постепенный переход к модульной структуре Программы.
Целью Программы является обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного
возраста с OB3, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует
реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,
формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его
образовательных потребностей и интересов.
Цель Программы достигается посредством решения следующих задач:
реализация содержания AOП ДО;
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с OB3;
охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с OB3, в том
числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с OB3 в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка с OB3 как субъекта отношений с педагогическим работником,
родителями (законными представителями), другими детьми;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности обучающихся с OB3, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с OB3;
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации),
охраны и укрепления здоровья обучающихся с OB3;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального
общего образования.
Программа определяет примерное поэтапное содержание образовательных областей с
учетом особенностей развития детей с нарушениями речи и динамики коррекционной работы.
Программа состоит из трех основных разделов (целевого, содержательного,
организационного) и дополнительного раздела: краткая презентация Программы.
Каждый из трех основных разделов Программы включает обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений. Программа реализуется на
государственном языке Российской Федерации.
Компонентом Программы является рабочая программа воспитания, которая призвана помочь
всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал
совместной деятельности.
Целевой раздел Программы включает в себя пояснительную записку, определяет цели и
задачи Программы, принципы и подходы к формированию Программы, даѐт краткую
характеристику особенностей развития детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте и
их особые образовательные потребности, характеризует методические аспекты дошкольного
образования детей, раскрывает его этапы, формулирует планируемые результаты
образовательной деятельности по реализации Программы в виде целевых ориентиров и
принципы оценивания качества образовательной деятельности по реализации Программы
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы.
Направления этой работы определяются особенностями возраста и свойственными
особенностями развития. Коррекционная развивающая работа, описание которой включает
содержательный раздел Программы, является условием и предпосылкой реализации
Программы в остальных образовательных областях с учѐтом особых образовательных
потребностей детей, и направлена на обеспечение возможно более высокого уровня их
социальной адаптации и социализации, интеграции в общество. Программа создаѐт
предпосылки для достижения планируемых результатов дошкольного образования детей с
ТНР
Программа объединена коррекционными и развивающими аспектами обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества.
Высокая неоднородность контингента детей дошкольного возраста требует дифференциации и
индивидуализации коррекционно-образовательного процесса по всем составляющим
образовательной траектории – содержательной, деятельностной и процессуальной, что
полностью соответствует принципу вариативности образования, понятому с учѐтом
особенностей развития детей с ТНР.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех
компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. У дошкольников с
тяжелыми нарушениями речи отмечается поражение центральной нервной системы, что
обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства (дизартрия) с
различными особенностями психической деятельности. Дизартрия— это нарушение
звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью
иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. При
дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения
центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей
произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики,
пространственных представлений и др. Вместе с тем в разной степени нарушаются общая
моторика и тонкие дифференцированные движения рук. Выявленные моторная неловкость,
недостаточная координированность движений служат причиной отставания формирования
навыков самообслуживания, а несформированность тонких дифференцированных движений
пальцев рук является причиной трудностей при формировании графомоторных навыков.
2
Программа для детей с ТНР охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей
дошкольного возраста и направлена на преодоление или ослабление недостатков в
физическом и(или) психическом развитии детей, социальную адаптацию и комплексную
подготовку к обучению в школе, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3
лет до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти
образовательным областям: социально–коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие; художественно–эстетическое развитие; физическое развитие.
Коррекцию речевых нарушений у детей с ТНР осуществляет учитель-логопед на
подгрупповых и индивидуальных занятиях, которые проводятся в соответствии с расписанием
непосредственной образовательной деятельности.
Важным условием расширения спектра возможных отношений с миром, другими людьми и
самим собой ребенка с ТНР является взаимодействие педагогического коллектива с семьями
детей. Родители детей с ТНР вовлечены в коррекционно-образовательный процесс,
взаимодействуют с воспитателями и специалистами. Основной целью работы с родителями
является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный
процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к
собственному ребенку.
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи
и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы,
правилам и нормам поведения в российском обществе.
Содержание образовательного процесса направлено на организацию активной деятельности
детей по созиданию, получению, овладению и применению полученных знаний для решения
проблем. Развивающая образовательная среда спроектирована с учетом проектной технологии
и выражена в:
создании центров активности. Ребѐнок развивается через познание, переживание и
преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающей
образовательной среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и
творчества;
создании условий для осознанного и ответственного выбора. Ребѐнок должен стать
активным участником образовательного процесса, поэтому он должен иметь возможность
(быть поставлен перед необходимостью) делать выбор: видов деятельности, партнѐров,
материалов и др. Ребенок в начале учится делать осознанный выбор, а затем постепенно
осознаѐт, что несѐт ответственность за сделанный выбор.
В организационном разделе АОП ДО представлены:
психолого-педагогические и кадровые условия реализации программы;
организации развивающей предметно-пространственной среды (далее-РППС) в ДОУ;
материально-технические условия обеспечения Программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания и др., которые позволяют
достигнуть педагогическому коллективу в партнерском взаимодействии с родителями
воспитанников, поставленных в АОП ДО целей, задач, планируемых результатов.
В разделе представлены:
учебный план;
режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОУ;
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы.
При соблюдении требований к реализации АОП ДО и создании единой образовательной
среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального общего
образования.
3