Краткая презентация адаптированной образовательной Программы дошкольного
образования для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития (далее - ТМНР) разработана в соответствии с нормативными
правовыми документами:
С Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (Приказ
№1022 Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036?ysclid=lqor6tknfb488668922)
С Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 https://oldfiro.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/193-fgos-detskiy-sad)
По своему организационно-управленческому статусу настоящая Программа не может быть
отнесена к определѐнному структурному типу, так как планирование работы в традиционных
образовательных областях (а иногда фактически сама возможность их освоения) зависит от
результатов коррекционного процесса, и определение качественно-временных характеристик
Программы крайне затруднено. В то же время, при успешной динамике коррекционного
процесса возможен постепенный переход к модульной структуре Программы.
Цель Программы:
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ТМНР, охрана и
укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТМНР, в том числе их
эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТМНР в период
дошкольного образования. обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей
(законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития,
образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с
ТМНР.
Достижение целей Программы осуществляется путем решения ряда задач:
создание специальных образовательных условий, способствующих гармоничному
становлению психологических достижений в соответствии с возрастными, индивидуальными
психофизическими особенностями развития, особыми образовательными потребностями и
состоянием здоровья детей с ТМНР по ключевым направлениям - интеллектуальному,
физическому, социально-коммуникативному, нравственно-эстетическому;
использование в образовательном процессе для каждого ребенка с ТМНР адекватных
средств коррекции сенсорных и двигательных нарушений с учетом медицинских
рекомендаций и ИПРА;
формирование у каждого ребенка с ТМНР системы коммуникации с учетом его
индивидуальных психологических возможностей и образовательных потребностей;
своевременная оценка актуального психологического состояния детей с ТМНР для
внесения необходимых изменений и обогащения содержания образования с целью
последовательной амплификации психического развития и формирования позитивных
психических свойств и личностных качеств;
создание в группе атмосферы гуманного, уважительного и доброжелательного отношения к
детям с ТМНР и ко всем участникам образовательной деятельности как необходимого условия
реализации личностного потенциала каждого обучающегося и его эмоционального
благополучия;
обеспечение условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей
с ТМНР, определение и соблюдение оптимальной образовательной нагрузки с учетом
рекомендаций специалистов ПМПК и ИПРА;
целенаправленное комплексное индивидуально ориентированное медико-психологопедагогическое сопровождение детей с ТНМР во время реализации образовательной
деятельности для достижения планируемых результатов и целевых ориентиров обучения,
развития способностей и личностного потенциала, формирования социальных способов
взаимодействия с детьми, взрослыми и окружающим миром, позитивных личностных качеств
при сохранении и укреплении здоровья;
разработка содержания индивидуальной программы коррекционно-педагогической помощи
с учетом данных о состоянии здоровья, особенностях психического и физического развития
ребенка, актуальных и потенциальных психофизических возможностей, объективной
жизненной ситуации; создание условий для формирования разнообразных видов детской
деятельности и обеспечения возможности включения детей с ТМНР в социум;
организация регулярного взаимодействия с семьей путем консультирования и методической
поддержки для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и
обучения детей с ТМНР, создания в семье оптимальных условий для полноценного
психического развития ребенка;
соблюдение преемственности и единства требований к воспитанию и обучению детей в
условиях Организации и семьи;
подготовка детей с ТМНР к следующей ступени обучения (начальная школа) путем
обеспечения преемственности задач в содержании образования и воспитания дошкольной
образовательной организации и начальной школы, а также за счет учета целевых ориентиров.
коррекционно-развивающая направленность воспитания и обучения, способствующая
гармоничному развитию ребенка с ТМНР, формированию компенсаторных механизмов,
коррекции психических отклонений в развитии;
создание оптимальной образовательной среды для реализации потенциальных психических
возможностей, сохранения и укрепления здоровья детей с ТМНР;
индивидуальный подбор методического обеспечения (программно-методических
материалов, дидактических пособий, учебных средств и оборудования) для вариативной
реализации содержания Программы;
обеспечение практической направленности содержания Программы за счет организации
совместной деятельности и сотрудничества со взрослыми и детьми, участия детей с ТМНР в
бытовой, предметно-практической, игровой, продуктивной деятельности;
медико-психолого-педагогической подход к планированию режима дня, организации
образовательной деятельности и досуга, создании предметно-пространственной среды.
Характер взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей ДОУ осуществляет
поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их
здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность, осуществляемую по программе
ДОУ. Основные направления программы и формы работы с семьям детей:
вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада через детско-взрослые
общности;
участие в работе педагогического совета ДОУ, родительских комитетах и других
объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями;
обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей
деятельность ДОУ;
организация работы с коллективом родителей;
индивидуально-педагогическая помощь;
вовлечение родителей воспитанников в совместную с детьми и педагогами деятельность,
участие в досуговых и других мероприятиях
Программа определяет примерное поэтапное содержание образовательных областей с
учетом особенностей развития детей с нарушениями речи и динамики коррекционной работы.
Программа состоит из трех основных разделов (целевого, содержательного,
организационного) и дополнительного раздела: краткая презентация Программы.
Каждый из трех основных разделов Программы включает обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений. Программа реализуется на
государственном языке Российской Федерации.
2
Компонентом Программы является рабочая программа воспитания, которая призвана помочь
всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал
совместной деятельности.
Целевой раздел Программы включает в себя пояснительную записку, определяет цели и
задачи Программы, принципы и подходы к формированию Программы, даѐт краткую
характеристику особенностей развития детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте и
их особые образовательные потребности, характеризует методические аспекты дошкольного
образования детей, раскрывает его этапы, формулирует планируемые результаты
образовательной деятельности по реализации Программы в виде целевых ориентиров и
принципы оценивания качества образовательной деятельности по реализации Программы
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы.
Направления этой работы определяются особенностями возраста и свойственными
особенностями развития. Коррекционная развивающая работа, описание которой включает
содержательный раздел Программы, является условием и предпосылкой реализации
Программы в остальных образовательных областях с учѐтом особых образовательных
потребностей детей, и направлена на обеспечение возможно более высокого уровня их
социальной адаптации и социализации, интеграции в общество. Программа создаѐт
предпосылки для достижения планируемых результатов дошкольного образования детей с
ТМНР.
Программа объединена коррекционными и развивающими аспектами обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества.
Высокая неоднородность контингента детей дошкольного возраста требует дифференциации и
индивидуализации коррекционно-образовательного процесса по всем составляющим
образовательной траектории – содержательной, деятельностной и процессуальной, что
полностью соответствует принципу вариативности образования, понятому с учѐтом
особенностей развития детей с ТНР.
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи
и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы,
правилам и нормам поведения в российском обществе.
Содержание образовательного процесса направлено на организацию активной деятельности
детей по созиданию, получению, овладению и применению полученных знаний для решения
проблем. Развивающая образовательная среда спроектирована с учетом проектной технологии
и выражена в:
создании центров активности. Ребѐнок развивается через познание, переживание и
преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающей
образовательной среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и
творчества;
создании условий для осознанного и ответственного выбора. Ребѐнок должен стать
активным участником образовательного процесса, поэтому он должен иметь возможность
(быть поставлен перед необходимостью) делать выбор: видов деятельности, партнѐров,
материалов и др. Ребенок в начале учится делать осознанный выбор, а затем постепенно
осознаѐт, что несѐт ответственность за сделанный выбор.
В организационном разделе АОП ДО представлены:
психолого-педагогические и кадровые условия реализации программы;
организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
материально-технические
условия
обеспечения
Программы,
обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания и др., которые позволяют
достигнуть педагогическому коллективу в партнерском взаимодействии с родителями
воспитанников, поставленных в АОП ДО целей, задач, планируемых результатов.
В разделе представлены:
учебный план;
режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОУ;
3
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы.
При соблюдении требований к реализации АОП ДО и создании единой образовательной
среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального общего
образования.
4